Москва: (495) 125-11-79
Санкт-Петербург: (812) 385-66-09
Время работы:
пн.-пт. 9.00-18.00
E-mail: info@e-mc.ru
В 2009 году Яндекс начал активное внедрение локальной выдачи для различных регионов. До запуска версии поисковой программы «Арзамас-2» пользователи самого популярного российского поисковика в любом регионе видели одни и те же результаты по одним и тем же запросам. Однако возможность работать с региональными сайтами все же была. Пользователю предлагалось самому повлиять на результаты, путем установки галочки « В определенном регионе», например «В Москве».
Для украинских, казахстанских и белорусских пользователей наравне с галочкой « В определенном регионе» можно использовать галочку «Только на украинских сайтах», «Только на казахстанских сайтах» и «Только на белорусских сайтах» соответственно. Данная опция действует аналогично галочкам «Только в Украине», «Только в Казахстане» и «Только в Беларуси».
Фактически, обе галочки действуют как фильтр – они выводят в результатах только сайты, которые отнесены к выбранному региону. При этом поисковой алгоритм остается тем же. Забегая вперед, необходимо отметить, что данный метод по-прежнему остается самым эффективным в поиске по сайтам определенного региона.
По умолчанию регион пользователя определяется автоматически на основе IP адреса, однако в настройках Яндекса «Ваш регион» есть возможность задать любой город, область или страну.
Кроме этого на результаты выдачи влияет галочка «Предпочитать сайты из» в настройках результатов поиска.
Взаимосвязь настроек «Ваш регион» и «Предпочитать сайты из» будет рассмотрена ниже.
Итак, как сказано выше, 15 апреля 2009 года Яндекс внедрил новый алгоритм ранжирования «Арзамас-2», в котором начал использовать «специально настроенную формулу ранжирования». Индивидуальные результаты могли видеть пользователи Москвы, Санкт-Петербурга, остальной России, Беларуси, Украины, Казахстана и остального мира.
Не прошло и полгода, как индивидуальные формулы ранжирования наравне с двумя столицами (и Екатеринбургом, который обзавелся своим алгоритмом немного раньше) получили еще 16 самых крупных российских городов. Поисковая версия алгоритма получила название «Арзамас-16». Но и на этом лидер российского поиска не остановился. В конце 2009 года в одном из пресс-релизов на своем корпоративном сайте Яндекс заявил, что пользователи из 1250 городов видят «результаты, более подходящие для их города». Однако это совсем не означает, что у каждого города сейчас свой алгоритм ранжирования.
Чтобы посмотреть выдачу по конкретному запросу в каком-нибудь определенном регионе, необходимо набрать его название в уже упоминавшихся настройках «Ваш регион». Но как посмотреть все регионы и города, о которых упоминают сотрудники компании?
Здесь необходимо сделать одно небольшое отступление. В Яндексе кроме основного поиска («Яндекс.Поиск») есть несколько десятков отдельных так или иначе пересекающихся проектов. В части из них в каком-либо виде используется региональность . Однако как показывает практика у каждого проекта своя отдельная база данных.
Например, уже упоминающиеся 1250 городов России используются на «Яндекс.Погоде». Но этот список нельзя считать базовым в основном поиске. У них даже ID для одного и того же города разные. Например, для Москвы ID=213 в «Яндекс.Поиске» и ID=27612 на «Яндекс.Погоде».
Другим проектом, активно использующим региональность , является «Яндекс.Каталог». Полный список его регионов содержит часть довольно спорных названий. Например, четвертым в этом списке идет регион с ID=29 и загадочным названием «------------». Некоторые регионы имеют название «Универсальное», «Другие города региона» и «Прочее». Это может ввести в заблуждение и запутать в реальной иерархии городов, областей и стран. Кроме того, есть один очень интересный регион с ID=382 «Общероссийские». Возможно, изначально задумывалось, что принадлежащие ему сайты будут автоматически принадлежать и всем другим российским регионам, однако на данный момент это не так. Этот регион идентичен региону «Россия» (ID=225).
Самым удачным представлением регионов обладает сервис «Яндекс.Вордстат» – статистика ключевых слов.
Список имеет древовидную структуру, в которой все регионы разбиты на материки, страны, округи, области и города. Для русскоязычных стран (Россия, Украина, Казахстан и Беларусь) детализация максимальная. ID регионов в «Вордстате» и в основном поиске совпадают. Эту древовидную структуру можно брать за основу для работы с региональной выдачей в Яндексе. Однако и здесь есть некоторые тонкие моменты, которые описаны ниже.
В разделе «Помощь» «Яндекс.Вебмастера» сказано, что сайту может быть присвоен только один регион. Однако если ресурс описан в «Яндекс.Каталоге», то количество регионов может достигать семи. Но формально, их количество может быть больше.
Например, сайт www.e-mc.ru привязан к регионам «Москва» и «Санкт-Петербург». Так как структура регионов в Яндексе древовидная, то автоматически сайт будет привязан и к своим надрегионам: «Москва и область», «Центр», «Россия» и «Санкт-Петербург и Ленинградская область», «Северо-Запад». То есть фактически сайт www.e-mc.ru привязан к семи регионам.
Однако, как было указано выше, у каждого сервиса Яндекса свои базы. Так, иерархия в «Яндекс.Вордстат» для Киева следующая: «СНГ», «Украина», «Центр», «Киев и область» и «Киев». В основном поиске регионы «Центр» и «Киев и область» сейчас не используются. Ближайшим надрегионом для «Киева» является «Украина». Поэтому сайты принадлежащие региону «Киев» автоматически привязываются к регионам «Украина» и «СНГ». Посмотреть какой надрегион у вашего города используется в поиске Яндекса можно в уже упоминавшихся настройках результатов поиска в опции «Предпочитать сайты из».
Для определения региона можно воспользоваться функцией «Яндекс.Бара» по определению информации о сайте.
Часть сайтов, не описанных в «Яндекс.Каталоге» все равно имеют информацию в «ЯК». Эти ресурсы находятся в так называемом скрытом «Яндекс.Каталоге». Такие сайты были рассмотрены модераторами «ЯК», но по каким-либо причинам ресурс не был включен в «Каталог».
Однако такой способ не совсем подходит для определения региона сайта в основном поиске. В реальности существуют большие разбежки между информацией, указанной в «ЯК» и используемой в «Яндекс.Поиске». В совокупности с проверкой присутствия ресурса в «ЯК» «ЯК» точно можно определить лишь сколько регионов может быть присвоено сайту (один или не более семи), и каковы они приблизительно. Кроме того, этим способом можно дополнительно посмотреть Тиц ресурса и проверить, является ли сайт основным зеркалом.
Таким образом, алгоритм определения региона произвольного сайта в основном поиске сводится к следующему:
Сотрудники Яндекса утверждают, что «региональная принадлежность сайта определяется либо редакторами Яндекс.Каталога», либо автоматически на основе следующих параметров:
Некоторые оптимизаторы к двум указанным пунктам добавляют следующие:
Как показывает практика, автоматический метод присвоения очень долгий и ненадежный. Лучше на него вообще не рассчитывать.
После создания сервиса «Яндекс.Вебмастер» присвоить регион с помощью модераторов можно только через него. Для этого на данный момент Тиц сайта должен быть не менее 10, иначе подать заявку невозможно.
К сожалению, время от подачи заявки до включения сайта в определенный регион может доходить до нескольких месяцев.
Еще одним инструментом по работе с регионами в Яндексе являются «Адреса и Организации». В панели «Вебмастера» в разделе «Дополнительная информация» любому сайту можно присвоить произвольное число адресов, например филиалов, офисов или точек продаж. К тому же эти адреса могут находиться в любом регионе. После подтверждения данных пользователю в сниппете будет показан наиболее подходящий с учетом его настроек адрес.
Однако и здесь есть свои тонкости. Сервис «Яндекс.Адреса» очень плотно завязан с сервисом «Яндекс.Карты». На Картах можно найти организацию именно по данным, внесенным с помощью «Адресов и Организаций».
Например, сайт www.e-mc.ru зарегистрирован в «Яндекс.Каталоге» и ему присвоено два региона «Москва» и «Санкт-Петербург». В этом случае логично присвоить каждому филиалу адрес, чтобы пользователи сразу видели адрес организации уже в сниппете. В Санкт-Петербурге – петербургский адрес, в Москве – московский. Однако если вы внесете московский адрес некорректно (то есть его не будет на «Яндекс.Картах»), а петербургский корректно, то и в московской, и в питерской выдаче будет выводиться адрес петербургского офиса. Поэтому необходимо быть предельно осторожным при внесении данных об адресе и обязательно проверять его наличие на «Яндекс.Картах».
Данные из «Яндекс.Адресов» используются не только для формирования сниппетов и поиска организаций на «Яндекс.Картах». Для некоторых запросов Яндекс выводит регион сайта прямо в выдаче. Это касается так называемых геозависимых запросов, о которых речь пойдет чуть ниже. Кроме того регион сайта выводится и в случае явного указания названия города, области или страны.
Данные для формирования региона сайта могут браться как из «Яндекс.Адресов», так и из данных о региональной принадлежности сайта в основном поиске. Поэтому если напротив сайта указан регион, это еще не значит, что ему присвоен этот регион в поиске. Именно поэтому часто можно наблюдать ситуации, когда у разных страниц одного и того же сайта отображаются разные регионы. Это создает иллюзию, что сайту присвоено несколько регионов, хотя реально это не так.
После внедрения различных алгоритмов выдачи для разных регионов в Яндексе задумались, что не для всех запросов важно учитывать регион. Как пример, сотрудники поисковика приводили два запроса «доставка пиццы» как геозависимый и «рецепт пиццы» как геонезависимый. Похвальное начинание привело к довольно-таки спорной реализации этого принципа. Многие запросы, которые интуитивно должны быть геозависимыми у Яндекса являются геонезависимыми, и наоборот.
Первого апреля 2010 года Яндекс начал корректировку геозависимости, в результате чего многие запросы были исправлены в сторону более логичной геозависимости.
Для того чтобы определить каким является запрос, достаточно посмотреть, есть ли фраза «При поиске отдано предпочтение сайтам из» на странице выдачи. Обычно эта фраза находится в самом низу, хотя в некоторых случаях она выводится сверху перед результатами выдачи. Если такая фраза есть, то запрос геозависимый, если нет – геонезависимый.
Кроме того, геонезависимые запросы имеют разную выдачу для России и остальных стран. То есть пользователи в России по геонезависимым запросам видят одну выдачу, а украинские или белорусские – другую. Фактически, геонезависимость запроса для российских пользователей означает, что ранжирование сайтов будет проходить по алгоритму для региона «Россия» (ID=225).
Таким образом, на данный момент для геонезависимых запросов пользователи в разных уголках нашей планеты могут увидеть пять разных выдач: общероссийскую, белорусскую, украинскую, казахстанскую и выдачу для остального мира. Для геозависимых запросов к алгоритму в общероссийской выдаче добавляется еще 19 региональных алгоритмов, а не 1250 как может показаться из заявлений Яндекса на корпоративном сайте. Почему это так, будет показано после небольшого отступления.
У Яндекса есть инструмент «Сравнение поиска в разных регионах». В нем указано 20 российских городов, у которых должна быть своя индивидуальная формула ранжирования. Однако отдельные алгоритмы ранжирования имеют только 19 из них (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и 16 городов, добавленных при внедрении «Арзамаса-16»: Новосибирск, Красноярск, Омск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Казань, Самара, Челябинск, Владивосток, Кемерово, Иркутск, Барнаул и Воронеж). Двадцатым лишним оказался Калининград.
Для того чтобы определить является ли формула ранжирования индивидуальной для города, необходимо ввести любой геозависимый запрос и посмотреть, сайтам из какого региона отдается предпочтение. Если «отдано предпочтение сайтам из России» (как у Калининграда), то формула ранжирования у региона общероссийская. В таких регионах изменения результатов выдачи по сравнению с общероссийской чисто косметические – не слишком активно поднимаются сайты, которым присвоен именно указанный регион. Остальные сайты ранжируются также как в общероссийском регионе.
Таким образом, для геозависимых запросов можно наблюдать 24 различных выдачи: к пяти, указанным для геонезависимых запросов, еще добавляется 19 выдач по указанным выше российским городам.
В Яндексе есть два способа отключить региональную выдачу.
За последний год Яндекс сделал огромный шаг в направлении региональной выдачи, и наверняка будет продолжать развивать региональность в своих проектах. Что касается выдачи, то следующим шагом хочется, чтобы Яндекс внедрил региональный подход в «Яндекс.Саджестах» – это подсказки, которые выводятся при вводе запроса пользователем в строку поиска.
На данный момент для всех регионов выводятся одни и те же подсказки. Предположительно, алгоритм формирования «Яндекс.Саджестов» еще довольно сырой, поэтому региональность там пока отсутствует. Однако все же есть надежда, что в ближайшем будущем региональность появится и в «Подсказках».
Хочется пожелать Яндексу успеха в его начинаниях и продолжениях!
Наши запросы
в ТОП-10 Яндекса
на 22.06.2019 в регионе Москва
www.best-generators.ru
www.ceptik.ru
www.multipumps.ru
www.heating-systems.ru